Арарат: проклятие Ноева ковчега | тайны и загадки истории

Арарат, без сомнения является одной из самых известных гор. Внешне – гора как гора, по высоте – тоже ничего уникального, но зато, благодаря легенде о Ноевом ковчеге, о ней знает весь мир. И, хотя альпинизм как явление появился совсем недавно, но к Арарату это не относится. Поскольку там причалил ковчег, забраться туда и прикоснуться к святыне хотели уже в глубокой древности.

Однако с этим как-то не заладилось, несмотря на то, что подвижников хватало. Сколько их было, можно догадаться по количеству людей, рисковавших жизнью, чтобы пересечь полмира и побывать в Палестине, где когда-то ходил Христос.

Желающих подняться на Арарат, наверное, было не меньше, поскольку для этого не нужно было отправляться в дальние дали, ибо рядом с ним почти всегда жило достаточное количество христиан-армян, которые были ревностны в этой вере. Да и не только армян.

Увы, даже у привычных к горам местных жителей ничего не вышло. Конечно, тогда не было такого снаряжения как сейчас, однако при надобности люди и в те времена поднимались. Но не на Арарат.

Желающих меньше не становилось. Говорят, что раньше на одном из склонов даже были видны остатки гигантского судна, что манило к себе со страшной силой. 

По легендам некоторым все же удавалось подняться, но они погибали либо на спуске, либо вскоре после него от загадочных болезней или несчастных случаев. 

Тогда родилось сразу три легенды. Одна говорила, что на гору вообще невозможно подняться. Другая говорила, что это под силу только праведникам, а третья – что те, кто захочет подняться на гору или рискнет увидеть ковчег, будут прокляты. 

Так это или нет, но даже одному из ранних деятелей армянской церкви Акопу Мцбнеци, подняться на гору не удалось. Он пытался сделать это не раз и не два, да только каждый раз его одолевал сон, а просыпался он снова у подножия.

Согласно преданию, в конце концов богу это надоело, и он послал ангела, который объяснил Акопу, что этого делать не следует. Однако за усердие дал ему кусок дерева от ковчега, который по сей день хранится в Эчмиадзинском соборе (главном храме Армении).

Здесь важно сказать, что Арарат и до христианства занимал особое место в сознании армян. Еще в языческие времена его называли обиталищем демонов, змей и всякой нечисти. 

И даже в христианские времена говорили, что где-то на Арарате с давних пор обитают или собираются колдуны. В общем, в конце концов армяне уже и не пытались подняться на гору, да и соседние народы – тоже. 

Во все это можно было бы не верить, но, уже начиная с XIX века, началась череда совпадений, которые заставляют задуматься.

Например, первыми на Арарат поднялись 6 человек: 2 армянских крестьянина, два русских солдата из егерского полка, будущее светило армянской литературы – 20-летний Хачатур Абовян и руководитель экспедиции – ученый Иван Паррот

Паррот Иоганн Фридрих
Паррот Иоганн Фридрих

Восхождение удалось только с третьей попытки. Однако, по словам армянских крестьян, они лишь приблизились к вершине и не более. Какова была их судьба неизвестно, как осталась неизвестной и судьба солдат.

Больше известно о руководителе экспедиции и Абовяне. Первый умер в расцвете сил, когда решил отметить 12-летие покорения вершины. 

Хачатур Абовян никаких выводов из этого не сделал и после его смерти дважды поднимался на Арарат. Сначала в 1845 году, потом в 1846, а всего через два года он бесследно исчез среди бела дня. Ему было и вовсе 38 лет.

Первый русский, поднявшийся на эту гору в одиночку, делал это три года подряд и через три года умер. Всего в 41 год. Единственный, кто смог подняться в одиночку и прожить достаточно долго, был британский ученый Джеймс Брайс.

Сей господин поднялся на гору один в 38 лет и прожил после этого еще 45 годков. Правда, некоторые ставили достоверность его восхождение под сомнение. Во многом этому поспособствовало то, что, по словам Брайса, он нашел на Арарате остатки Ноева ковчега.

А может, просто армянские боги над ним смиловались? В конце концов, Брайс очень многое сделал для Армении и армян. Может, потому и пронесло?

Сейчас на Арарат поднимаются, и поднимаются довольно часто. Какова судьба альпинистов – никто не проверял, но вроде нормально. 

Кто-то говорит, что проклятие теряет силу после того, как кто-то сумеет его преодолеть. А, может, просто люди слишком сильно верили в проклятие, оттого и становились его жертвами?

Экватор

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *