Тайны Заяцкого острова

От причала близ разрушенной Преображенской гостиницы Соловецкого монастыря на «Святителе Филиппе» мы отправились в сторону Заяцких островов.

Солнце ярко светит, на море лёгкий ласковый ветерок, на небе ни облачка — просто идеальная для морского путешествия погода! «Святитель Филипп» выходит из гавани Благополучия, которую прикрывает от ветров остров Бабий, где жили и работали в дореволюционные времена трудницы Соловецкой обители, и движется в сторону Заяцких островов. Отплывая все дальше и дальше, оглядываемся назад, любуемся монументальными стенами и башнями монастыря.

Расположение Заяцких островов относительно Большого Соловецкого острова

Прошли проливами между многочисленными островками и отмелями почти десяток миль. Впереди медленно выросла вершина Сигнальной горы — самой высокой точки Большого Заяцкого острова, а дальше — гармоничный силуэт небольшой деревянной церквушки. 

Серебро Господа моего….

Заяцкие или Заездские — острова могли получить название либо от слова «заяц», либо от слова «заезд». Морской путь от континента к Большому Соловецкому острову предполагал заезд на Заяцкий остров. Для спасения от штормов игумен Филипп Колычев в середине XVI века для прибывающих в монастырь купцов и паломников устроил на Большом Заяцком острове каменную гавань.

 Устройство гавани именно в этом месте обусловлено тем, что тут хороший фарватер, нет подводных скал и камней. Размеры гавани позволяли укрываться как мелким так и крупным грузовым и промысловым судам. Волны и лед припая постепенно разрушали гавань, с годами из-за поднявшейся суши обмелел фарватер. На сегодняшний день эта гавань – единственная в России, сохранившаяся с XVI века. Раньше проход в гавань был шириной около пяти метров, сейчас камни осыпались и проход значительно уменьшился.

Итак мы на Большом Заяцком, с его необычными пологими террасами и не менее удивительными, разбросанными по большей части острова, разнообразными валунными выкладками.

Первое, что бросается в глаза , когда сходишь на дощатый настил причала — древний деревянный храм Андрея Первозванного. История храма интересна. Скит на Заяцком острове был обустроен во времена расцвета Соловецкой обители. Долгое время Большой Заяцкий остров был морскими воротами на Большой Соловецкий, который во время штормов был труднодоступен из-за сложного навигационного фарватера. Гости высаживались на Большой Заяцкий и пережидали тут ненастье. При игумене Филиппе тут были устроены поварня, гостевой дом и перенесена с Большого Соловецкого острова небольшая бревенчатая часовня св. Иоанна Предтечи.

Поварня и гостевой дом
Поварня сложена из больших валунов

Во время своего визита на Соловки в августе 1702 г. Петр прибыл на тринадцати военных судах, как могущественный государь-флотоводец. Идея об устройстве на Заяцком острове церкви во имя св. Андрея Первозванного, которого Петр почитал как покровителя русского флота, принадлежала самому царю, который заранее готовился к своему визиту на Соловецкие острова и придавал своим действиям важный общегосударственный политический смысл. Пребывание царя на островах было связано с подготовкой к новому раунду войны со шведами за выход к Балтике. Можно считать установленным, что известный храм на Большом Заяцком острове был в своих основных объемах возведен царскими стрельцами в 1672–1676 гг. близ монастыря и первоначально представлял собой часовню, которая в 1691 г. была перевезена на новое место, а в 1702 г. Петр Первый распорядился прирубить более значимую алтарную к изначально небольшой часовне. Храм был освящен в честь св. апостола Андрея Первозванного.

По легенде именно в церкви Большого Заяцкого острова был освящен Андреевский флаг росийского флота. Это произошло скорее всего в ночь с 15 на 16 августа 1702 года, а уже утром 16 августа флот Петра снялся с рейда Большого Соловецкого острова и отправился на юго-запад, вдоль Заяцких островов, в сторону поселка Нюхча.

26 августа корабли были в Онежском озере. 28 августа Петр пишет письмо из Повенца польскому королю Августу II: «Мы ныне в походе близ неприятельской границы обретаемся и, при Божией помощи, не чаем празны быть». 3 сентября 1702 года фрегаты Петра I входят в реку Свирь. 9 сентября Петр входит в озеро Ладогу. Уже 1 октября крепость Нотебург (бывшая русская крепость Орешек), стоящая в истоках Невы, оказывается полностью блокированной, начинается ее бомбардировка с кораблей. С суши крепость перекрывается армией графа Шереметева. Уже 11 октября крепость сдается. Петр переименовывает ее в Шлиссельбург – «Ключ-Город».

Во время Крымской войны на Большом Заяцком острове высадились англичане, разграбили храм, надругались над святыми иконами, выкрали церковную кружку с деньгами и медный колокол. Рыскали по острову в поисках пресной воды и провианта. Рассказывают, что тогда на острове стадом коз и овец заправлял умный козел, который разогнал стадо по всему острову. Так что проголодавшимся англичанам монастырской животины досталось малое количество. По окончанию войны героическому козлу позолотили рога и показывали паломникам.

После свержения НиколаяII и закрытия Соловецкой обители в 20-х годах прошлого века, монашеская жизнь на Большом Заяцком острове была насильственно прекращена. Убранство и иконостас храма были утрачены Как многие скиты и обители, остров стал местом заключения. В 1924–1929 годах помещение церкви использовалось в качестве барака женского штрафного изолятора Соловецких лагерей особого назначения (СЛОН) Объединённого государственного политического управления (ОГПУ). После закрытия Соловецких лагерей храм использовался для хозяйственно-складских нужд.

После возобновления монашеской жизни на Соловках в 1990 году, в храме Андрея Первозванного начали совершаться богослужения. Восстановительные работы проводились силами реставраторов Соловецкого музея, но лишь к 2009 году под руководством В.В.Сошина была завершена реставрация храма Андрея Первозванного. В том же году пастырем скита был назначен игумен Симеон, настоятель Кемского подворья Соловецкого монастыря.

В храме Андрея Первозванного по традиции освящаются флаги кораблей российского военно-морского флота, в частности был освящен флаг атомной подводной лодки «Казань». Перед дальним походом освящались флаги парусного брига «Мир».

Зайдя внутрь храма, мы были удивлены его небольшому объему и чистоте древних стен. Внутри храма весьма простая обстановка, установлен новый иконостас работы мастеров иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Дерево стен храма потемнело, но отлично сохранилось, на нем не видно никаких гнилостных проплешин или плесени. Во истину святое место!

Брёвна храма прекрасно сохранились, нет никаких следов гнили 

Пейзаж Большого Заяцкого острова поражает своей лаконичной красотой. На острове Заяцком мне показалось особенно удивительным и гармоничным сочетание ярких красок буйной растительности тундры, ароматов цветущих растений и морского простора. На ярком полуденном солнце разомлела ароматная красная созревшая ягода водяника, или как ее еще называют, вороника, зарослями которой устлано буквально все пространство острова.

Красно-зелёные заросли водяники (вороники) радуют глаз 

 Среди этого пушистого яркого красно-зеленого ковра уходит вдаль аккуратный деревянный настил. На Заяцком особый тип естественных сообществ – тундрообразные пустоши. Их еще называют псевдотундрой, потому что здесь нет вечной мерзлоты присутствующей в настоящей полярной тундре. Тундровая растительность весьма уязвима, поэтому для туристов проложены дощатые тротуары, сходить с которых строго настрого запрещено.

 Совсем невысокие деревца здесь растут несколькими стволами вроде кустов, плотно прижимаются к земле,так им легче сохранять её драгоценное тепло.

Всякий человек, очутившись на Заяцком острове, сразу чувствует необычность этого места, которую ощущали в доисторические времена и древние люди, отметившие свое присутствие на острове курганами, многочисленными могильниками, «лабиринтами», и другими формами, не имеющими сейчас ясного толкования. Нас поразили совершенно ровные, как будто проложенные бульдозером террасы гор Сигнальная и Сопка, находящихся на Большом Заяцком острове. Многие из этих террас покрыты галереями каменных могильников, другие поросли травой и стлаником, некоторые равномерно покрыты камнями примерно одного размера. Эти террасы, вполне вероятно, искусственного происхождения и созданы они были скорее всего для культовых целей, которым служил весь этот островной комплекс. Осматривая лабиринты Большого Заяцкого острова, мы испытывали определённое волнение.

 При всей простоте древних магических каменных выкладок в них явственно ощущается величие сил природы, могущество и особая, тревожащая целой гаммой чувств, значимость. Это проникнутое тайной времени величие и послужило, вероятнее всего, для лабиринтов «охранной» грамотой от переустройства монахами островного скита.

Лабиринтам Заяцких островов более тысячи лет. Среди ученых до сих пор существуют различные мнения об их происхождении. Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов исследователями ещё не решен окончательно.

Северные края в старинных летописях рассматривался как «ребра северова» — места отдаленные, обиталище злых духов. О народах, населявших север — саамах и лопарях, современники писали следующее: «Ни один народ на земле не занимался столько волшебством и чародейством, как лопари!» Если саам – язычник, то лопарь — колдун в квадрате. Лабиринты использовались ими, как магические инструменты, необходимые для того, чтобы души умерших людей ушли в другой мир и больше не возвращались.

По деревянным мосткам проходим вглубь острова, двигаясь по направлению к вершине горы Сигнальной к самым большим и древним сооружения острова — лабиринта периода неолита. Ступать в эти лабиринты крайне нежелательно, чтобы не повредить их первозданный вид. Камни лабиринтов густо поросли низкорослыми стелющимися растениями, поэтому их совершенно не видно. Кажется, что эти лабиринты сформированы только кустарниками. О назначении лабиринтов ученые до сих пор спорят. Была гипотеза о том, что лабиринты являлись ловушками для рыбы, так как раньше эта территория находилась под поверхностью моря. Сам остров располагался на пересечении промысловых маршрутов древних карельских племен, однако, не совсем понятно, как ими пользовались в этом случае. Одна из гипотез также состоит в том, что лабиринты использовались для ритуальных целей, в частности — для ритуала посвящения. Юноши отправлялись в долгий путь с материка на лодках, что само по себе являлось трудным испытанием, и, достигнув острова, посвящались в охотники. Однако, самой распространенной является гипотеза о том, что лабиринты эти служили последним пристанищем умерших, местом, из которого умершие духи не могли выйти. Эту идею подтверждают найденные выше на горе захоронения человеческих останков той же эпохи. Считается, что племена, в частности, саамские, боялись духов умерших, и по этой причине они с помощью особых ритуалов «направляли» духов в лабиринты, из которых, по мнению древних, они не могли выйти, не беспокоили мир живых и отправлялись туда, где им суждено находиться и, следовательно, не могли нанести никому из живых ущерба.

Скорее всего лабиринты — ритуальные зоны у мест захоронения. Не изучив досконально язычество древних северных племён, вряд ли удастся разгадать смысл и назначение этих лабиринтов.

Эти сооружения были построены так давно, что никто не знает, кто их возводил и с какой целью. Предположительно центр каждого лабиринта является энергетически активной точкой. По приметам старожилов, пробираться внутрь лабиринта нужно лишь по одной ветке спирали, не заходя за ее границы. Ну а нам остается только любоваться и восторгаться строгой геометрией этих удивительных сооружений.

Вот что пишет в своей книге «Острова Соловецкие» Г. Богуславский:

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями…

Н. Турина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения.

Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб».

Писал о загадочных сооружениях также узник СЛОН, философ П. А. Флоренский:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке “вавилонами”.

Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда, и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место.

Форма лабиринтов различная — круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу…

 Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и к временам примерно V-VI века до нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев.

Считают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально, по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, — дело темное.

Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начиная с огромного дворца-лабиринта Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров поперечником, а затем — узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими десятками метров. Соловецкие — меньше».

Ходит поверье, что местные жители и туристы иногда видят в Соловецких лабиринтах призраков. Якобы это бесплотные, белесые тени, перемещающиеся всегда в одном направлении — в центр лабиринта. Они не представляют опасности для людей, однако встречи с ними иногда сопровождаются паническими страхами и нервными срывами у очевидцев.

Также на острове мы наблюдали большое количество каменных насыпей. Их возраст по мнению учёных — предположительно I тыс. до н.э.. Насыпями Заяцких островов археологи называют искусственные кучи (груды) круглой или овальной в плане формы, сложенные из небольших валунов со следами временной патины на поверхности камней. Диаметр насыпей варьируется от 1 до 4 м, высота от 0,3 до 1,2 м. При раскопках куч под некоторыми их них были обнаружены культурные остатки в виде отщепов, сколов, и заготовок орудий), косточки морских животных, птиц и рыб, а также мелкие угольки. Бесспорного датирующего материала под раскопанными насыпями не найдено. Всего на Соловецком архипелаге зафиксировано более 1200 каменных куч разного времени и назначения. Возможно это памятные курганы по погибшим рыбакам и охотникам.

Мы закончили осмотр лабиринтов. По настилу идём по направлению к берегу моря. Слева, у спуска к морю установлены поклонный крест в память погибших учеников школы юнг Северного флота, организованной 25 мая 1942 года на острове во время Великой Отечественной войны. Школа юнг, располагалась на Большом Заяцком в помещении бывшего скита. Юнги участвовали в боевых действиях, выходили в море с дозором, строили оборонительные сооружения на острове.

Обетные и поклонные кресты ставились традиционно на берегу, так как они могут служить ориентиром для кораблей. В августе 2006 года силами яхтсменов-участников Соловецкой регаты на Большом Заяцком острове также был установлен поклонный крест в память погибших моряков-подводников Северного флота.

Соловецкие острова исстари и по сей день манят и притягивают к себе людей. Существует предание, что здесь можно обрести подлинное бессмертие…

Магия Соловецких островов неисчерпаема! Иногда человек, приехавший на Соловки на день, остаётся тут на долгие годы и посвящает свою жизнь служению этой необыкновенной земле, не в силах с ней расстаться… А большинство людей, посетивших эти красивейшие и величественные заповедные места, вновь и вновь мечтают сюда вернуться!…

Источник

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *